Нефтеперегонный завод: начало истории

Нефтеперегонный завод: начало истории

В связи с бездорожьем встал вопрос о расширении переработ­ки нефти на месте, поскольку маленькая керосиновая установка А. Ганс­берга не справлялась с этой задачей. В 1931 году в районе высадки первого отряда комплексной экспедиции была сооружена небольшая однокубовая нефтепере­гонная установка, которая снабжала нефтепро­дуктами создаваемый промыш­ленный узел.

В 1932 году на кустарном керосиновом заводе переработкой нефти было получено 26 т бензина и 38 т керосина.

Но этого было недостаточно, потому уже в ноябре 1933 года было начато строи­тельство нового более современ­ного завода, состоявшего из одной перегонной установки и трёх горизон­тальных установок, непрерывно действующих кубов и ректифика­ционной колонны.

Голобородько
Голобородько Я.Я.

Созданная специально комиссия приказом №7 от 10 января 1933 года пришла к выводу о необходимости строительства нефтеперегон­ного завода. Руководителем стройгруппы был назначен Яков Яковлевич Голобородько.

Архивные документы свидетель­ствуют, что на стройке не хватало ма­териалов, оборудования, отсутствовала проектная документация, не хва­тало специалистов. 22 ноября 1933 года на строи­тельство нефтеперегон­ного завода было выделено 46 человек.

НПЗ
Нефтеперегонный завод. 1930-е годы

Тем не менее, к несомненным успехам 1933 года относится «со­оружение непрерывно действующей установки первичной перегонки нефти в Ухте, построенной в суровых климатических условиях при нехватке машин и механизмов, при очень малом количестве специа­листов. В декабре 1933 года Ухтинскому нефте­перераба­тывающему заводу был утверждён первый государ­ственный план по переработ­ке нефти, согласно которому в 1934 году необходимо было перерабо­тать 12 т нефти и получить четыре вида продукции: бензин, керо­син, солярку и мазут. Этот завод можно считать одним из первенцев переработки нефти в новых географических районах России».

С марта 1934 года начались наладочные работы, и в августе 1934 года завод был пущен. Старая нефте­перераба­тывающая установка пре­кратила свою работу в июле того же года. Вся вина за общие проблемы была возложена на Я.Я. Голобородько.

За 1934 год удалось переработать в бензин, керосин, соляр и мазут 13112т нефти, что составило 70,9% плана. В то время в завод входили одна перегон­ная установка, несколько паровых насосов, конденса­торов-холодиль­ников и небольшое вспомога­тельное общезаводское хозяйство. Продукция вывози­лась автоцистернами и бочками. Несмотря на малую производи­тельность, завод сыграл большую роль в обеспечении автотранс­порта, тракторов и ди­зелей горючим, а население Коми - освети­тельным керосином.