![]() |
О Т К Р Ы Т О Е А К Ц И О Н Е Р Н О Е О Б Щ Е С Т В О |
Комплексная деятельность треста
Комплексная деятельность треста
В 1935 году из скважины № 1/39 ударил мощный фонтан газа, возвестивший об открытии крупного Седъёльского газового месторождения с суточным дебитом до 1 млн. куб. м. природного газа. В 1939 году на нём были добыты первые 5 млн. куб. м. природного газа. А в 1941 году на его базе был организован первый в СССР газовый промысел для обеспечения сырьём газового завода по выработке высококачественной канальной сажи. Здесь же впервые в стране был решён целый ряд проблем, связанных с технологией добычи газа и его транспортировкой по надземной системе газопроводов, получившей затем широкое распространение в условиях Севера.
Кроме всего прочего, Ухтинской комплексной экспедицией велись и работы по созданию предприятия по добыче и производству асфальтита, потребность в котором обеспечивалась поставками из США. Он применялся для изготовления покровных и изоляционных лаков, влагостойких аммонитов, при производстве боеприпасов - причём ижемский асфальтит обеспечивал их качество и надёжность лучше, чем американский гильсонит. Ухтинский асфальтитовый рудник - на 62-м километре дороги Ухта - Войвож - с 1935 года обеспечил промышленность отечественным сырьём. Создание горнорудного производства способствовало наращиванию мощностей по геологоразведочным работам на нефть и газ, строительству к руднику автомобильной дороги, рудник стал своеобразной прелюдией к строительству нефтяных шахт на Ярегском месторождении высоковязкой нефти. Создателями производства были А.Н. Полухин, Б.Н. Чебоксаров, Л.А. Вокуев, Н.А. Бочаров, В. Урсегов.
13 ноября 1935 года на заседании президиума Коми облисполкома было заслушано сообщение представителя Ухтпечтреста Закаряна, доложившего следующее: «Первой проблемой треста является нефть, добываемая в настоящее время на двух промыслах. Первый промысел заложен в 1929 году, третий промысел новый. Запасы нефти определяются в них - 14 млн. тонн... За истекшие годы произведено бурения на нефть 2340 м. По плану 1935 года должно быть пробурено 24 795 м, пробурено 19 173 м. Задача будущего года - продолжать изыскательскую работу на нефть.
Добыча нефти. План 1935 г. 23 873 тонн, из которого добыто 20 695 тонн. План, безусловно, будет выполнен. Планом 1936 г. добыча нефти определена 28 ООО тонн, а мы намечаем добыть 30 ООО тонн.
До 1935 г. всего переработано 14 ООО тонн нефти. План переработки 1935 г. 10 000 тонн будет перевыполнен. Существовавший нефтеперегонный завод реконструирован, производственная мощность переработки нефти его расширена и безусловно обеспечит план переработки 1936 г. На третьем промысле строится опытный перегонный завод.
В этом году мы приступили к реализации нефтепродуктов на рынке, но покупали плохо. В 1936 г., исходя из наших транспортных возможностей, возможно вывезти нефтепродуктов для продажи в направлении Усть-Выми 2200 тонн бензина и 2200 тонн керосина и в северном направлении 200 тонн бензина и 1100 тонн керосина. Необходимо нам предоставить районы сбыта и тару.
На Печоре также имеется нефть. План бурения в 1936 г. предусматривает окончание заложенных скважин».
По этому сообщению президиум принял постановление: «В 1936 г. снабжение области нефтепродуктами производить за счет продукции, вырабатывавмой Ухто-Печтрестом. Поручить облпану совместно с представителями Ухто-Печтреста разработать порядок реализации нефтепродуктов и организацию баз».
В докладе Коми облисполкома об итогах хозяйственного, социально-культурного и советского строительства за период 1921-1936 годов было отмечено: «На берегу Ухты вырос нефтяной центр Чибью, работают нефтеперегонный и ремонтно-механический заводы, электростанция, высятся свыше сотни нефтяных вышек, проведено большое промышленное, жилищное и культурное строительство. В этом году будет добыто 30 тыс. т нефти, переработано 4,5 тыс. т бензина, 3,5 тыс. т керосина. Потребность Коми области в бензине, керосине на сегодняшний день уже полностью удовлетворяется местным производством».
4 апреля 1936 года Президиум ЦИК СССР учредил нагрудный знак «Ударнику-ухтинцу» для награждения отличившихся при освоении Крайнего Севера. На нём отражён комплексный характер освоения территории: изображены паровоз, нефтяная вышка, шахтный копёр и шахтёрская лампочка. Одними из первых почётным знаком были награждены буровой мастер И.И. Косолапкин и доктор геолого-минералогических наук Н.Н. Тихонович.
8 августа 1936 года Совет Труда и Обороны принял решение о строительстве отдельного участка железнодорожной линии Усть-Вымь - Чибью. В 1937 году было добыто 50,8 тыс. т нефти.
В 1938 году на базе Ухто-Печорского треста был создан «Ухтижемлаг».
26 октября 1938 году центральному посёлку «Ухгижемлага» было дано официальное название - рабочий посёлок Чибью, а 14 июля 1939 года - рабочий посёлок Ухта.
В 1939 году в Коми АССР было добыто 62,9 тыс. т нефти.
Постановлением СНК СССР от 28 октября 1937 года было утверждено направление Северо-Печорской железной дороги Котлас - Воркута протяжённостью 1267 км.
К 1937 году окончательно сложилась структура Ухто-Печорского лагеря: Первое лагерное отделение - Воркута - угольное направление, насчитывало 12122 заключённых. Второе лагерное отделение - посёлок Водный - радиевое направление, насчитывало 228 заключённых. Третье лагерное отделение - посёлок Чибью, Котласский пересыльный пункт - нефтяное направление, насчитывало 12817 заключённых. Четвёртое - сельскохозяйственное лагерное отделение, разбросанное по всей территории лагеря, насчитывало 6505 заключённых. 18 колонизированных, 641 спецпереселенца и 313 вольнонаёмных. Пятое лагерное отделение - Княжпогост - занималось лесозаготовками и железнодорожным строительством, насчитывало 16059 человек. Владения Ухтпечлага простирались от Котласа до северных подгорий Урала, объединяло 27 лагпунктов и командировок, т.е. территорию государства средних размеров.
Итогом деятельности Ухто-Печорского лагеря и Ухто-Печорского треста к концу 1930-х годов стало создание достаточно мощной горнопромышленной структуры Коми АССР, положившей начало её индустриализации. Но формирование такой громоздкой производственной и социальной структуры, как Ухто-Печорский исправительно-трудовой лагерь, породило и свои трудности. К 1937-1938 годам он стал трудноуправляемым. Особенно ярко это проявилось в Ухтинском промышленном узле.
В годовом отчёте за 1937 год руководство лагеря вынуждено было признать провал выполнения планов этого года. По добыче нефти план был выполнен на 50,8%, по переработке - на 69,9% , и то за счёт старого нефтеперегонного завода. Только в апреле 1937 года на новом НПЗ удалось приступить к работам по организации площадки под завод. Проектная документация поступила с большим запаздыванием.
Большие сложности возникли на транспорте. Трасса Ухта - Крутая была пригодна для автомобильного транспорта только в сухую погоду. Всё это сказалось на организации работ. Планировался их большой разворот, но его осуществить не удалось. Сказалась низкая квалификация работников и некомпетентность многих из них.
Таким образом, строительство нового нефтеперегонного завода было сорвано. Из выделенных на его строительство 2,204 тыс. рублей было освоено только 37,2 %. Такая же картина наблюдалась на строительстве теплоэлектроцентрали, где освоение выделенных средств составило 27%. К началу 1937 года Ухтинский промышленный узел оказался неподготовленным. Сказался недостаток электроэнергии, кирпича, цемента, необеспеченность рабочей силой и транспортом. Даже план эксплуатационного и разведочного бурения был выполнен на 75,1 %.
Все эти обстоятельства заставили руководство страны пересмотреть сложившуюся структуру лагеря и принять решение о его реорганизации.
Огромный лагерный комплекс Ухтпечлага по приказу наркома внутренних к дел Н.И.Ежова с 10 мая 1938 года был разделён на три самостоятельные организации: «Ухтижемстрой», «Воркутстрой» и «Севжелдорстрой». В системе «Ухтижемстроя» с мая 1939 года была организована хозрасчётная Геологоразведочная контора (ГРК).
Организованные четыре самостоятельных лагеря перешли в прямое подчинение ГУЛагу. Ухто-Ижемский ИТЛ с центром в Чибью сыграл впоследствии ключевую роль в становлении нефтедобывающей отрасли Коми республики. В его состав, наряду с радиевым и сельскохозяйственным, вошло и нефтяное отделение.
К 1939 году произошли серьёзные изменения в численности и составе населения региона, что было зафиксировано в переписи населения. По данным переписи населения Коми автономной области 1926 года, в регионе проживало 255,5 тыс. человек. В 1939 году суммарная численность населения республики, с учетом спецпереселенцев и личного состава сотрудников НКВД, работающих в лагерях, составляла 450 926 человек. Из них заключённые, спецпереселенцы и сотрудники НКВД и их семьи насчитывали 146 719 человек, или 32,5% всего населения республики. Но официальные итоги переписи по Коми АССР исключили спецконтингент и показали численность в 318 996 человек.
Экономист Ухтпечлага М. Розанов рассматривал ИТЛ как особую форму экономически рентабельных предприятий. Данное обстоятельство во многом предопределило масштабы применения подневольной рабочей силы при освоении нефтяных и газовых месторождений республики. Однако в новых условиях формы организации лагерей, ориентированных на комплексное освоение слабозаселённных территорий в духе постановления 1929 года, оказались нежизнеспособными.
На смену им начали приходить компактные лагеря, имевшие чёткую производственную специализацию, задействованные, как правило, на одном или нескольких связанных между собой объектах. Разумеется, речь идёт об основном производстве, поскольку и в таких лагерях, как и в любой действующей в условиях планового хозяйства крупной производственной структуре, оставалась масса подсобных предприятий (сельхозы для частичного самообеспечения продовольствием, ремонтные мастерские; для строительных организаций - собственные карьеры, кирпичные заводы и т.п.).
Разукрупнение лагерей в 1938-1939 годах позволило расширить освоение природных богатств Печорского края.
Летом 1939 году в излучине рек Ухты и Ижмы началась подготовка площадки для строительства узловой железнодорожной станции Ижма на магистрали Воркута - Котлас. Так началась история города Сосногорска. Через год с небольшим строители дороги состыковали «золотые рельсы», идущие с севера и юга. А в феврале 1942 года через станцию Ижма уже прошел первый состав с воркутинским углем.
6 ноября 1939 года началось движение поездов на станцию Чибью (Ухта) - к тому времени была закончена укладка железной дороги Айкино - Чибью протяжённостью 268 км. В 1937-1939 годах была построена 90-километровая шоссейная дорога Ухта - Крутая.
В третью пятилетку (1938-1942 годы) намечалось развернуть разведочные работы в Верхне-Ижемском, Печорском и Вымском районах, подготовить и сдать в промышленную эксплуатацию нефтяные шахты на Ярегском месторождении, создать промыслы в Верхне-Ижемском нефтегазовом и Печорском нефтяном районах. Намечалось довести добычу нефти в 1942 году до 300 тысяч тонн.
География выявленных в тот период нефтяных и газовых месторождений была уже весьма обширна. В Ухтинском районе было установлено четыре нефтяных площади: Чибьюская и Ярегская находились в промышленном освоении, на Лыа-Иоли и Чути велись геологоразведочные работы. Были также намечены несколько перспективных направлений - Печорский, Верхне-Ижемский, Цилемский, Нибельский, Верхневычегодский районы, бассейн рек Сойвы, Выми, Северной Кельтмы.
Развитие топливной промышленности занимало особое место в планах развития народного хозяйства страны в условиях надвигающейся войны.
Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938-1942 годы), по существу, был подчинён одной задаче: делу обороны страны. Это была пятилетка организации военной мощи государства.
План предусматривал значительный рост промышленности (на 88%), создание новой нефтяной базы в районе между Волгой и Уралом (так называемого «второго Баку»). Программу нефтедобычи и нефтепереработки должно было обеспечить быстрое развитие геологоразведочных работ, внедрение высоких технологий добычи и переработки нефти (вращательный способ бурения, бурение под давлением, компрессорная и глубинно-насосная добыча и т.д.).
Близость нефтяных районов Коми АССР к центрам потребления нефтепродуктов, начавшееся строительство Северо-Печорской железнодорожной магистрали, а также наличие разведанных за годы первых пятилеток нефтяных залежей, позволяло рационально решить проблему снабжения Севера жидким топливом, смазочными материалами.
В своей речи на XVIII съезде ВКП(б) председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский утверждал, что в третьей пятилетке в районах Европейского Севера мощность нефтедобывающей промышленности возрастёт в 2,7 раза с перспективой снабжения этим топливом Ленинграда. Это обусловило принятие решения об ускоренном развитии нефтегазовой промышленности Коми республики. Производственная деятельность Ухтинских лагерей ГУЛАГа находилась все это время в центре внимания руководства страны. Есть свидетельства о том, что начальник «Ухтпечлага» Я. Мороз трижды бывал у Сталина, тогда как большинство секретарей областных комитетов партии видело вождя только на общих конференциях.
Однако в производственной деятельности одного из важнейших для решения топливной проблемы страны подразделения ГУЛАГа - «Ухтижемлага» - выявленные недостатки по-прежнему сохранялись. Так, в самом крупном, нефтяном, отделении лагеря из 11470 заключённых использовалось, согласно имеющимся источникам, 60%. Прямым следствием подобной организации труда явились производственные проблемы. В результате Ухто-Ижемский ИТЛ не обеспечивал своевременный ремонт скважин, из-за плохого состояния оборудования, частых аварий и простоев случались потери нефти и газа. К тому же лагерь не обеспечивал себя новыми нефтеносными разведочными площадями. Крайне тяжёлым было и финансовое положение лагеря. Задолженность поставщикам на 1 июля 1939 года по Котласу и Усть-Выми составляла около 19 млн. рублей, а Севжелдорлагу Ухто-Ижемский ИТЛ был должен около 20 млн. рублей.
Виновниками подобной ситуации руководство ГУЛАГа объявило начальника лагеря Я.М. Иоссема-Мороза и главного инженера Максимовича. 22 августа 1938 года Мороз был отстранён от работы, предан суду и вместе с главным инженером расстрелян. В октябре лагерь возглавил старший майор ГБ Владимир Ефимович Цесарский, но уже в начале февраля 1939 года и он был арестован как «враг народа». С 21 июля 1939 года по апрель 1941 года «Ухтижемлагом» руководил политработник Александр Дмитриевич Баламутов.
В апреле 1940 года в Ухте побывала бригада учёных АН СССР в составе академиков А.Е.Ферсмана, В.Г. Хлопина, профессоров А.А. Чернова, Н.Н. Славянова, В.Н. Васильева, Л.В. Комлева и научного работника Е.М. Рожанской. Учёные отметили исключительное значение и перспективность разведанных структур на нефть и газ, но указали на низкие темпы развития поисковых работ. За 1935-1940 годы не было подготовлено ни одной новой площади для промышленного освоения и прироста запасов нефти и газа.
28 октября 1937 года Постановлением Совнаркома СССР было признано целесообразным строительство железнодорожной линии Коноша - Котлас - Княжпогост - Ухта - Усть-Кожва - Воркута.
9 мая 1940 года ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли Постановление «О строительстве Северо-Печорской железнодорожной магистрали и развитии добычи воркуто-печорских углей».
10 июля 1940 года было принято специальное постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) №1224 «О развитии Ухтинского нефтяного месторождения», которым предусматривалось резкое увеличение объёмов геологоразведочных работ и добычи нефти и газа. Наркомнефть была обязана послать в 1940 году для разведки нефтеносных структур четыре геофизические партии, в 1941 году - 13 партий. Предполагалось, что топографическими, поисковыми и геофизическими работами к концу 1942 года будет охвачена площадь в 20 тыс. км2. Мощность нефтешахты №1 планировалось в 1943 году довести до 500 тыс. т.
В декабре 1940 года началось рабочее движение поездов на участке железной дороги Чибью - Кожва. Первый прямой поезд прибыл в Воркуту 28 декабря 1941 года, а в начале 1942 года было открыто железнодорожное движение Москва - Ухта - Воркута.
Кроме того, в 1941 году были запланированы закладка трёх новых шахт мощностью до 500 тыс. т каждая на Ярегском месторождении, строительство газопровода Крутая - Ухта и Ухтинской электростанции. В 1942 году предполагалось ввести в строй первую очередь Ухтинского нефтеперегонного крекинг-завода общей мощностью 1 500 тысяч тонн сырой нефти (позднее было решено построить 2 крекинг-завода на 500 тыс. и 1 млн. т нефти в год). Для строительных нужд планировалось строительство в Ухте цементного завода на 15 тысяч тонн ангидрид-цемента в год, с отбором серной кислоты на базе местных гипсов. Были установлены следующие объёмы нефтедобычи: 1940 год - 75 тыс. т, 1941 год - 250 тыс. т, 1942 год - 650 тыс. т, 1943 год - 800 тыс. т, 1944 год - 950 тыс. т.
Во исполнение указанного выше постановления 20 июля 1940 года нарком внутренних дел СССР Л.П. Берия издал приказ №0300 «О развитии нефтедобычи на Ухте», повторяющий поставленные задачи и обязывающий ГУЛАГ направить в Ухтижемлаг 50 специалистов в двухдекадный срок и еще 140 - в течение третьего квартала 1940 года.
Экономсовет при СНК СССР принял меры к значительному улучшению материально-технического снабжения геологоразведочных работ, строительства нефтяных шахт, крекинг-завода и других строек. Наркомнефти и Наркомату общего машиностроения было поручено изготовить необходимое количество оборудования и технических проектов для строек Ухты.
Вся страна помогала сооружать в Ухте первую нефтяную шахту, первый газовый промысел. На нефтяные промыслы начало поступать новое оборудование и буровые станки.
Было обращено особое внимание на проведение геологоразведочных работ на нефть в Печорском районе, где ставилась задача создания третьей нефтяной базы в Коми АССР. С этой целью во второй половине 1940 года на Печоре были возобновлены разведочные работы и создан самостоятельный Печорский разведрайон.
В ноябре 1940 года на Ухтинском нефтеперерабатывающем заводе впервые в СССР был успешно осуществлён опыт перегонки тяжёлой нефти с целью получения масел и полуасфальтита на атмосферной трубчатке. Это позволило в годы войны наладить выпуск морозоустойчивых осевых смазок для Печорской железной дороги.
Участники Геологической конференции, прошедшей 13-15 декабря 1940 года в Ухте, обсудили план геологопоисковых и разведочных работ на 1941 год, в котором предусматривались широкие комплексные геологопоисковые и геофизические методы исследования недр.
О значении, которое Ухта приобрела в Коми АССР к началу 1940-х годов, свидетельствует докладная записка Совнаркома Коми АССР и обкома ВКП(б), направленная И.В. Сталину и В.М. Молотову 3 февраля 1940 года с просьбой разрешить перенести столицу республики из Сыктывкара в Ухту. Мотивирована просьба была тем, что «экономический центр Коми АССР, как сейчас, а также и в будущем принадлежит Ухте, а не Сыктывкару». Рассмотрение вопроса Совнаркомом СССР было отложено до 1941 года.