Послевоенный период (1946-1950 годы)

Послевоенный период (1946-1950 годы)

При обследовании открытого в 1943 году Войвожского газового месторождения в 1946 году была выявлена нефтяная залежь промыш­ленного значения. Скважина №8, пробуренная комсомольско-молодёжной бригадой Г.С. Кочергина, 19 марта 1946 года с глубины 713-729 м дала фонтан лёгкой нефти дебитом 375 тонн в сутки.

Вой-Вож
Памятный знак на месте скважины №8

Это была сенсация, поскольку нефть в Ухтинском районе приходилось извлекать из недр земли с большим трудом, фонтанов геологи здесь практи­чески не встречали. Войвож положил конец разговорам о бесперспектив­ности дальнейших поисков нефти в Ижемско-Ухтинском регионе.

После открытия на Войвожском месторож­дении промыш­ленной нефтяной залежи в 1946 году были ещё два постановления Совета Министров СССР от 4 и 29 апреля 1946 года. Первое постановление касалось усиления разведочного бурения на нефть (в первую очередь - на Войвожском направлении) и усиления темпов освоения перспективных структур Верхне-Ижемского района. В связи с этим в Ухту приезжала правитель­ственная комиссия для оказания практической помощи в разра­ботке мероприятий по усилению разведочных работ в Верхне-Ижемском районе.

Второе постановление - «О подготовке к промышленной разработ­ке на нефть Войвожского месторождения Ухтокомбината МВД СССР» - предусматривало организацию треста «Войвожнефть», строительство нефтепровода Войвож - Ухта, проектирование железнодорожной линии Ухта - Троицко-Печорск и создание для нового организуемого треста крупной энергомеханической базы.

После выхода этих постановлений к Войвожу было приковано внима­ние партийных, советских и хозяйственных организаций. Войвож стал центром бурения, добычи нефти и газа. Строились жилые дома, школа, дом культуры, детские учреждения, объекты торговли, создаётся про­мышленная база, ремонтно-механи­ческий завод с Крутой переводится на Войвож.

В 1946 году добыча газа на Седьёльском и Войвожском месторожде­ниях составила 522 млн. куб.м, а выпуск газовой сажи на Крутянском заводе - 6347 т. В 1947 году эксплуатационный фонд скважин составлял 43 еди­ницы, в том числе по Седьёльскому месторождению - 34, по Войвожскому - 9.

С целью «быстрейшего ввода в промышленную разработку на нефть» был создан трест «Войвожнефть», а перед комбинатом была поставлена задача не только обеспечить его работу, но и организовать «дальнейшую разведку новых нефтеносных площадей в Ухтинском районе». В июне того же года из разведочной скважины № 10, в 5,5 км от скважины №8, ударил второй нефтяной фонтан, подтвердивший большие перспективы нового нефтегазоносного района.

Серьёзное внимание к региону союзного руководства не могло не вызвать соответствующей реакции областной партийной организа­ции - уже в июле 1946 года состоялся пленум обкома партии, кото­рый в течение трёх дней всесторонне обсуждал проблемы развития  Ухтинского промышленного района. Нефтяная промышленность была выделена в качестве основы развития всего региона.

В докладе начальника Ухтокомбината С.Н. Бурдакова были подведе­ны итоги развития Ухты за период с 1929 года. В частности, в Ухтинский район за прошедшие годы был вложен 581 млн. рублей, в том числе за годы Великой Отечественной войны и первое полугодие 1946 года 351 млн. рублей. Открытие Войвожской легкой нефти позволило поставить вопрос о снабжении ею всей промышленности и сельского хозяйства Се­веро-Запада, а также промышленности Урала. В докладе впервые про­звучала идея о возможности создания в Тимано-Печорской провинции «третьего, Северного Баку».

Расширялись и создавались предприятия: контора дорожного строи­тельства, вышкомон­тажная контора, автомобильная контора, завод строй­материалов, управление ОРСа; расширялась контора бурения, увеличива­ется количество буровых бригад.

Наряду с проблемами развития нефтедобычи подробно были рассмот­рены также и вопросы нефтепереработки. Был поставлен вопрос о глубокой переработке всех видов нефтей. К тому времени Совет Министров СССР уже отдал распоряжение Нефтезаводпроекту о «разработке технического проекта по строительству нефтепере­рабатывающего завода». Руководство Ухтокомбината заявляло о необходимости реконструк­ции существовавшего завода, которая позволила бы довести проектную мощность со 150 тысяч тонн лёгкой нефти до 250 тысяч тонн нефти различных видов.

Для разведки и освоения открытых нефтегазовых месторождений начали строить новый посёлок - Войвож, который должен был стать «промышленным, администра­тивным и культурным центром для всех нефтяных промыслов в радиусе нескольких десятков км». Рядом со стро­ящимся посёлком вырос и новый лагерный пункт - ОЛП-22. Труд заклю­чённых по-прежнему широко использовался для решения строительных и производ­ственных задач, хотя в послевоенный период увеличилось число вольнонаёмных специалистов, обеспечивавших разведку, разработку и обустройство нефтяных и газовых месторождений региона. Так, из 28,8 тысячи человек, работавших в Ухтокомбинате в 1946 году, 17,9 тысячи было вольнонаёмными рабочими и специалистами.

Серьёзной проблемой при обустройстве нового месторождения было жильё - первоначально все строители (и заключённые, и вольнонаёмные) жили в палатках. Первые дома в посёлке были деревянным. Срубы при­возили из Ухты, причем для специалистов строили отдельное жильё, для рабочих общежития, для заключённых - бараки. Процесс строительства был крайне сложен: ему предшествовала корчёвка, снятие моха, осушение места. Отсутствие дорог и механизмов приводили к тому, что материалы, доставлявшиеся из Ухты, до будущего дома приходилось вручную под­таскивать на расстояние 200-300 м. И всё-таки поселок рос, становясь фактически новым производственным центром Ухтинского района.

Ухта всё больше выполняла администра­тивные, организационные функции, становясь центром геологической науки, материально-техни­ческого снабжения промыслов и прочее.

Внедрялись новые методы работы: наряду с разведочным и эксплу­атационным бурением всё чаще переходили к структурно-поисковому, осваивалась новая техника, возрастал объём геофизических исследо­ваний (сейсморазведка, электроразведка и гравиметрия). Всё больше внимания уделялось и системе опорного бурения, в котором стали видеть «метод изучения закономерностей образования нефтяных и га­зовых месторождений».

В связи с этим происходили организационные изменения: в 1946 году постановлением Совета Министров СССР в структуре уп­равления ИТЛ было создано буровое предприятие. 18 марта 1953 года созданная на его основе Контора разведочного бурения №1 будет передана в распоряжение Ухтокомбината и включена в со­став треста «Войвожнефтегаз­разведка». Именно буровики данного предприятия пробурили и обустроили скважины на Войвожском и Нибельском газовом и Войвожском нефтегазовом месторождениях.

Войвожские скважины
Первые скважины Войвожа

В 1947 году рост добычи нефти продолжался, однако плановые задания Ухтокомбинат смог выполнить только на 89%. Причем основным предприятием, не выполнившим план, стал трест «Войвожнефть». Основ­ными причинами этого были сложные геологические условия Войвож­ского месторождения, а также «неудовлетворительное состояние фонда эксплуатационных скважин и неналаженность промыслового хозяйства треста».

Пожалуй, с того времени печальной практикой развития нефтяной от­расли стало поспешное включение в план заданий, многие из которых были либо необоснованны, либо преждевременны. Конечно, страна в пос­левоенный период остро нуждалась в энергетических ресурсах, но такие ошибки слишком дорого обходились экономике страны. Слабое внимание к выводам геологов или же отсутствие у них возможности полностью раз­ведать структуры приводили к огромным финансовым потерям.

Важной проблемой развития нефтегазовой промышленности в регионе стала транспортировка нефти и газа. Если до открытия Войвожа в республике строились только технологические трубопроводы (внутрипромысловые, заводские и т.п.), то с декабря 1946 года развернулось строитель­ство первого не только в Коми АССР, но и на Европейском Севере, самого северного в стране магистрального нефтепровода Войвож - Ухта, завершив­шееся уже в октябре 1947 года.

Тогда же велась прокладка самокомплектующегося наземного газопрово­да Войвож - Ухта протяжённостью 130 км. Предложенное С. Новопавловс­ким, тогда заключённым ухтинских лагерей, уникальное инженерное реше­ние не имело мировых аналогов.

Pocт объёмов работ по транспорту нефти из Войвожского нефтегазодобывающего района привёл к необходимости создания самостоятель­ной специализированной хозяйственной службы. В апреле 1950 года Приказом №9 начальника Ухтокомбината в составе треста «Войвожнефть» была создана Контора транспорта нефти и газа (КТНГ).

Новое нефтедобывающее подразделение Ухтинского комбината быстро наращивало производственные мощности и уже в 1950 году давало половину всей ухтинской нефти.

Продолжалось развитие Ярегского месторождения тяжёлой нефти.

В те же годы Ухтинский ремонтно-механический завод был освобожден от выполнения мелких ремонтных заказов, были введены в строй котельно-сварочный, литейный и механосборочный цеха. Именно тогда завод начал выполнять важные задания по выпуску необходимого для новых месторождений оборудования.

Послевоенная пятилетка была для Ухтокомбината временем поис­ков и разработки новых нефтяных и газовых месторождений, а также улучшения эксплуатации действующих скважин. Одним из приоритетных направлений деятельности в этот период являлась перестройка и укрепление геологической службы.

Для поисков нефти и газа в Приуралье и центральных районах республики в 1947 году был создан Печорский разведывательный район Ухтинского комбината МВД СССР, основными задача­ми которого были поиски нефти и газа на Каменской и Кыртаельской структурах. База находилась близ станции Каменка. В состав этого района входил отдельный лагерный пункт (ОЛП-25), который поставлял рабочую силу. Инженерное обеспечение работ производилось за счет вольнонаёмного состава - освободившихся ранее из мест заклю­чения специалистов.

В 1948 году в Ухте побывала правительственная комиссия в составе: председателя академика С.И. Миронова, членов комиссии М.Ф.Мирчинка, Г.А.Хельквиста, Е.Я. Дмитриева и других, которые рассмотрели результаты геологоразведочных работ на нефть за первое полугодие 1948 года и подготовили планы работ на второе полугодие 1948 года и на 1949 год. Выводы и предложения комиссии были доложены в Совете Министров СССР.

После открытия в 1943 году Войвожского газового месторождения в последующие годы, вплоть до 1956 года, был открыт ряд новых газовых и газонефтяных месторождений - Роздинское, Нибельское, Нямедьское, Верхне-Омринское, Кушкодское, Нижне-Омринское, Покчинское и Северо-Седьёльское.

Эффективность разведки подтверждали и количественные показатели: только за 1946-1950 годы прирост на 1 м глубокого разведочного бурения приводил к увеличению запасов нефти в 28,8 т и газа - 157 тыс. куб.м. Большая эффективность разведочных работ наблюдалась тогда только на месторождениях «Второго Баку» - Башкирии и Куйбы­шевской области.

С 1950 года Ухтинский комбинат начал бурение опорных и струк­турно-поисковых скважин с целью выявления наиболее перспектив­ных направлений. В 1950-1952 годах в юго-восточном Притиманье были пробурены опорные скважины №1-Нижне-Омринская, Зеленецкая; в 1952-1953 годах - Ньюмылгская, Троицко-Печорская. На Нижне-Омринской газонефтяной площади продолжались буровые работы. Появились отдельные и сравнительно удалённые буровые: №1-Северная Мылва, Покча, Кедровка.